Приветствуем!
Вторник, 04.08.2020, 14:39
Наше творчество
Форма входа
Высказывание дня..
Категории раздела
Публикации [4]
Поиск
Наш опрос
Интересно ли для Вас видео про Ховрах?
Всего ответов: 14
Друзья сайта
  • МОУ - СОШ №21 Белгород
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Учебный год...
    Погода на сегодня


    Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Ховрах ГЮ » Публикации

    Когда молчание не золото
    Проблема славянского единства в современном, раздираемом противоречиями и сепаратистскими настроениями мире сегодня как никогда остра, она находится под пристальным вниманием самых разных политических сил. Во многом именно поэтому строительство Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь испытывает серьезные трудности: слишком многим западным элитам это не нравится.

    Однако духовная общность русского и белорусского народов, их экономические интересы диктуют необходимость завершения этого процесса. Помочь разобраться в базисных, цементирующих неизбежную геополитическую целостность наших народов вопросах мы попросили известного ученого, доктора исторических наук, профессора Анатолия Филипповича Смирнова. Примечательно, что с Беларусью профессора Смирнова связывают не только крупные научные исследования, но и страницы личной биографии.

    - Россия и Беларусь исторически связаны общими корнями, культурой, славянскими основами мировоззрения, географической близостью. Давайте заглянем в прошлое и попробуем наметить некий пунктир, красную нить общего исторического развития, которое сегодня является залогом и нашего единого будущего...

    - Наши народы связывает очень многое. Долгое время я занимался историей белорусского освободительного движения, истоками национальной культуры – всем тем, что сегодня можно назвать возрождением Беларуси в середине XIX века. Мною написаны несколько книг по истории национального движения Беларуси. Одна из них посвящена жизни и деятельности белорусского национального героя, лидера восстания 1863 года Кастуся Калиновского.

    Исследовав тысячи архивных материалов, мне удалось восстановить биографию этого выдающегося человека. Калиновский окончил Петербургский университет на волне общественного подъема после Крымской войны. Он был близок к таким знаковым для России фигурам, как Костомаров, Чернышевский, Герцен. Являлся убежденным сторонником превращения России в федерацию свободных народов. Высоко оценивал перспективы русского революционного движения. В своих листовках, обращенных к простым людям, говорил: «народ московский нашим свободным братом желает быть и решительную ответственность за нашу неволю возлагает на царизм, обрекая его на гибель».

    Он стал автором и издателем первой белорусской газеты «Мужицкая правда». Она помогла делу восстановления белорусского национального языка, возрождению письменной литературы. Восстание, которым он руководил, было подавлено печально знаменитым Муравьевым-«вешателем». Калиновского арестовали и довольно быстро повесили в Вильнюсе.

    Национальное движение, первые белорусские мыслители, которые подняли вопрос о независимости Беларуси и занимались формированием национальной культуры в XIX веке, находились под сильным влиянием русских мыслителей. Другой национальный символ – основоположник новой белорусской литературы, писатель Франц Богушевич, предшественник Якуба Колоса и Янки Купалы. Он также учился в Петербургском университете и впоследствии принял участие в восстании Калиновского, был ранен во время тех событий.

    - Но ведь и до Калиновского взаимоотношения наших народов богаты событиями, многие из которых предопределили ход истории.

    - Если мы взглянем глубже, становится понятно, что начинать разговор о нашей общности нужно с Крещения Руси. Это событие сплотило все восточнославянские племена в единый народ, а княжества – в единое Древнерусское государство – Новгородско-Киевскую Русь. Нельзя все время говорить только о роли Киева, Новгород имел в этом процессе свое огромное значение.

    Тогда все мы назывались русичами, даже несмотря на то, что сохранялись старые названия племен: например, белорусы были кривичами и дреговичами, новгородцы – славянами, киевляне – полянами. Все перечисленные племена, постепенно объединившиеся в единый народ, упоминаются в «Повести временных лет». Потом, в силу политических условий и разобщения, когда Россия была оккупирована монголами, белорусские земли захвачены литовцами, а впоследствии и поляками, возникло три восточнославянские ветви одного народа – великороссы, белорусы, украинцы, или малороссы.

    Когда Алексей Михайлович воссоединил Россию с Украиной и освободил Беларусь, дойдя до Вильно в 1654 году, он принял официальный титул: «Самодержец Всероссийский Великой, Малой и Белой Руси». Даже титул государя подчеркивал территориальное и духовное единство наших народов. Несмотря на предшествующую этому политическую разобщенность, мы всегда сохраняли духовное единство через православие, называемое русской верой. Вспомним казаков Богдана Хмельницкого, защищавших именно «русскую веру» от длящегося на протяжении многих веков натиска католичества, латинского мира. Вот в этом и раскрывается единство нашей судьбы, корневое духовное родство.

    Нужно помнить, что стремление к единению, которое сегодня одухотворяет наши народы, исходит из глубины веков, опирается на мощнейшую традицию, которая имеет колоссальное значение, быть может, даже большее, чем общие экономические интересы. Были моменты, когда у нас не было политического согласия, взаимных экономических интересов. Мы были разорваны кордонами, но духовное единство, основанное на православной вере, оставалось всегда.

    Белорусы и русские испокон веков испытывали друг к другу братские чувства. Именно поэтому во всех войнах, которые вела Россия – со шведами, французами – белорусский народ плечом к плечу стоял с русским на поле брани. В знаменитой битве под Лесной со шведами, которую Петр назвал «матерью Полтавской победы», в разгроме противника самое активное участие принимали белорусские крестьяне. Это проницательно отметил Пушкин. В двух Отечественных войнах 1812-го и 1941-1945 гг. Беларусь была партизанским, героическим краем. И это тоже – проявление нашего духовного единства, которое легло в основу боевого братства и обеспечило общую великую победу.

    Нашей молодежи сегодня жизненно необходимо прививать понимание всех этих вещей. Нужно всегда подчеркивать, что единую Российскую империю создавал не только русский народ, русское боярство и дворянство, но и белорусский, и украинский народы, а также тюрки и угро-финны. Немало крупнейших государственных деятелей – канцлеров, министров, полководцев – корнями своими были из западной Руси.

    До монгольского нашествия, до захвата литовцами и поляками Беларусь была цветущим краем, которое мы называем Полоцким княжеством, обладавшим широкой автономией, подобно Новгороду и Пскову, и состоявшем в федерации древнерусских княжеств. Оно было очень богато. Полоцк процветал, был крупнейшим торговым и культурным центром потому, что по Западной Двине имел прямой выход в Балтику, обеспечивающий ему открытые связи со скандинавами, поляками и немцами. Потом, когда немецкий орден захватил Прибалтику, а затем туда пришли и поляки, этот выход был заблокирован и в Полоцке от былого величия осталась только церковь Святой Софии. Но даже несмотря на это, город долгое время сохранял значение крупного культурного центра. Там находилась Полоцкая академия, в ней преподавали крупные мыслители, в том числе и знаменитый поэт, драматург и педагог Симеон Полоцкий. Когда во время борьбы с поляками русские войска во главе с царем освободили город, он встретил их стихами: «Приветствую тебя, дедич, с Востока пришедший», подчеркнув, что русский царь – законный наследник этих земель. Алексей Михайлович взял Симеона Полоцкого и его учеников в Москву. Здесь этот мыслитель продолжал научную деятельность, выпускал книги, преподавал и был воспитателем царских детей – Федора, Софьи и молодого Петра.

    Когда русским войскам пришлось отступить и воевать фактически на два фронта – еще и со шведами, большое количество белорусских мастеров, ремесленников отступило вместе с войсками и обосновалось в Москве. Здесь была целая слобода в районе Мещанской улицы, населенная белорусскими умельцами – художниками, плотниками, иконописцами, высококвалифицированным ремесленным людом. Эти факты ярко свидетельствуют сами за себя. Белорусы всегда стояли на страже русской земли, были передовым форпостом православной российской цивилизации на протяжении всей ее тысячелетней истории, начиная со времен святого Владимира и Ярослава Мудрого, борьбы со Святополком Окаянным, с первых киевских князей, с Александра Невского.

    - На фоне процессов двух последних десятилетий, связанных с распадом государств Восточной Европы, Россия и Беларусь не оставляют идею объединения в Союзное государство. Сегодня мы пока оперируем понятиями «равные права граждан», «единое таможенное пространство». Какими вы видите дальнейшие шаги власти и общества по реализации этих планов? Что нам нужно понимать и чего опасаться на этом пути?

    - Надо всегда иметь в виду, что наш союз с Беларусью вызывает большое беспокойство и активное противодействие со стороны руководящих кругов западных держав, прежде всего США и стран-участниц блока НАТО. Они боятся возрождения единства народов, которые входили в СССР, укрепления институтов СНГ, превращения его в действенный союз по типу конфедерации или федерации независимых народов.

    С этих же позиций они подходят к Союзу России и Беларуси: страшатся, что этот конструктивный почин будет привлекательным примером, и ему последуют другие республики. Причем объективные основания для этого есть: ось Москва-Минск может, в перспективе, прирасти Казахстаном, Киргизией и другими республиками, которые проявляют большой интерес к строительству Союзного государства. Разрывается Украина, восточная и южная часть которой, бесспорно, поддерживает объединительные усилия и связывает с Союзом свое будущее.

    Также необходимо учитывать, что новый мир объят тенденцией к глобализации. Разумеется, глобализация явление многогранное: идет объединение технологий, научной мысли, но при этом даже Европейский союз строится как Европа отечеств. Французы, шведы, немцы, многие другие защищают свою культуру, принимают специальные законы по сохранению языка, национального искусства. За ними это право так называемым мировым сообществом признается, а за нами – нет.

    Тот же Збигнев Бжезинский, проповедуя идею панамериканизма, цинично заявляет, что новый порядок создается «на развалинах России, против России, за счет России». К сожалению, это заявление соответствует действительности. Разумеется, мы не должны полностью отказываться от глобализации. Мы можем брать передовые достижения научной мысли, не забывать о культурном сотрудничестве, но при этом строить Союзное государство, сохраняя свое национальное лицо.

    Вообще говоря, славянский вопрос очень трудный, запутанный. Почему движение к славянской общности, взаимности такое слабое? Почему сегодня ослабло духовное единство славянских народов? Думаю, прежде всего, здесь сказалась религиозная разобщенность – половина южных и западных славян католики или протестанты. Религиозные споры как раз и мешают взаимопониманию. Вспомним ожесточенные бои, которые шли между сербами и хорватами, являющимися, по своей сути, единым народом. Разделение произошло именно по религиозному признаку. Теперь латинский мир пытается столкнуть Православие с Исламом. Такую картину мы наблюдаем в Косово и на Кавказе, и это существенно осложняет взаимоотношения между народами, в том числе и славянскими.

    Будем учитывать и то обстоятельство, что делу славянского единства очень сильно помешали коммунисты. Во время Великой Отечественной войны ярко проявилось славянское братство в партизанском движении. Огромных успехов оно добилось в Югославии, Чехословакии. Предпринимались даже попытки объединения южных славян: обсуждался вопрос создания единого государства из Югославии и Болгарии. Но все эти начинания были принесены в жертву коммунистическому движению. Возникли Организация Варшавского договора, Коминформ, которые отстаивали свои интересы. Принцип пролетарского интернационализма был противопоставлен идее славянской общности. Она была попросту перечеркнута борьбой за торжество коммунизма в мировом масштабе, столь любимыми Троцким и его учителем Парвусом – автором идеи «перманентной революции». Здесь причина многих возникающих трудностей.

    Другая серьезная проблема – это роль личности в истории, стремление к самовыражению и самовозвеличиванию. Это ярко проявилось у первого российского президента Бориса Ельцина и помешало многим добрым начинаниям. Хочется заметить, что личное величие политического деятеля бывает двух видов. Если крупная, сильная личность, тот, кого мы называем государственным мужем, строит свое личное величие, свою гордость на величии общегосударственного дела, коему он служит, здесь нет ничего страшного. Такими были Петр, Екатерина, в чем-то не был чужд этого Сталин, о котором эмигрант Вертинский пел: «Над разорванной картой России поседела его голова…». В противном случае мы получали театральных орденоносцев – вроде Хрущева и Брежнева.

    Понимая весь этот сложнейший клубок проблем и нужно вырабатывать тонкую, тактически выверенную политику по объединению, интеграции наших стран. Простой народ ничего не получил от развала Советского Союза кроме синяков и шишек, и он положительно относится к идее возрождения Союза России и Беларуси. Это – основа движения навстречу, возможно, самый главный фактор неминуемого, позитивного результата. Решающую роль здесь сыграет сама жизнь, а поможет ей в этом созидательный, творческий потенциал наших людей. И еще один важный момент. Политической элите, бизнес-сообществу, людям науки, культуры и искусства наконец нужно всерьез задуматься не только о своих личных интересах, но и об интересах наших государств, братских народов.

    - С Белоруссией вас связывает не только работа над книгами по ее истории, но и более чем десятилетний отрезок жизни. Расскажите о том времени, людях, с которыми общались.

    - В Белоруссию я приехал в январе 1945 года. Артиллерийское соединение, в котором я служил, было расквартировано в окрестностях Минска. Это дало мне возможность экстерном окончить институт. Минск, да и вся республика залечивала страшные раны, боролась с тяжелыми разрушениями войны. Трудовой героизм белорусов был поддержан народами Союза, действительно воедино спаянных дружбой, взаимопомощью. Эта общность, по моему убеждению, сохранилась в главном и в наши дни. В молодости я был очевидцем и участником перековки боевого братства народов в трудовое содружество. И неслучайно, что сибирский парень решил отдать свои силы и изучать историю белорусского народа – между нашими народами было полное понимание и поддержка. В Минске я нашел личное счастье – белорусская девушка озарила счастьем всю мою жизнь.

    Первые мои книги, написаны на основе архивных разысканий и были посвящены событиям, ныне именуемым белорусским возрождением. Мне удалось создать монографию о восстании 1863 года, которое внесло крупные изменения в процесс падения крепостничества в России в эпоху Великих реформ.

    В Минске я закончил истфак Педагогического института им. А.М. Горького, потом учился в аспирантуре Института философии и права Академии наук БССР. Четыре года преподавал в Витебске, а затем уехал в Москву в докторантуру.

    В Беларуси я участвовал в послевоенном возрождении комсомола, был комсоргом, делегатом различных комсомольских съездов. Неоднократно встречался с такими яркими комсомольскими лидерами как Петр Миронович Машеров, Кирилл Тимофеевич Мазуров. О них сохранились самые светлые впечатления. Они поддерживали мои занятия историей Белоруссии, интересовались моей исследовательской работой. В памяти запечатлелся не только их государственный ум, но и человечность, доброта, внимательное отношение. Мазуров меня звал к себе на работу, но Машеров, которому я рассказал об этом предложении, посоветовал все-таки продолжить учебу и идти в аспирантуру. Мою судьбу как ученого во многом определил профессор В.Н. Перцев, которому я сдавал госэкзамен по истории и который написал предисловие к моей книге о К. Калиновском.

    В аспирантуре учился вместе с людьми, которые, как и я, прошли войну. Многие мои товарищи выросли в крупных ученых и руководителей – академики Александр Махнач, Николай Берило. Часто встречался с автором белорусского гимна Михаилом Климковичем, вице-президентом белорусской Академией наук Якубом Колосом, с прекрасным актером, народным артистом Беларуси, а потом и СССР Николаем Еременко. Николай Николаевич в тяжелую годину развала Советского Союза проявил твердую позицию, не раз выступал в печати, защищая русско-белорусскую дружбу, был горячим сторонником идеи создания Союзного государства. Знал я с малых лет и его сына, Николая Еременко-младшего. Потом он стал советником по культуре Посольства Беларуси в России.

    Прекрасно помню наши встречи с великим белорусским поэтом, председателем президиума Верховного совета БССР, главным редактором журнала «Полымя» Максимом Танком. Он активно интересовался моими архивными находками, работами, оказывал необходимую помощь, был человеком, щедрым на добро. Вообще, белорусов всегда отличали такие качества, как сердечность, простота в общении, готовность к подвигу, отзывчивость, остроумие.

    Константин Симонов, впервые столкнувшийся с боевой обстановкой на полях под Могилевом и Оршой, написал замечательные стихи: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные злые дожди, Как крынки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди, Как слезы они вытирали украдкою, Как следом шептали «Господь их спаси», И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на Великой Руси». Они и были образом Беларуси, несломленного белорусского народа! Русский поэт это увидел и написал прекрасные стихи, ставшие символом нашего единства, духовного родства, которое никому не удастся разорвать.

    У замечательных людей, которых мы сегодня вспомнили, было правильное понимание необходимости нашего единства, никто из них и помыслить не мог, что белорусы могут жить отдельно от русских. Будем это помнить и мы.


    История отечественной культуры – наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа.
    Культура развивается непрерывно, и каждое поколение людей опирается на то, что было создано предшественниками.
    Время и пренебрежение потомков привели к утрате многих памятников культуры. Но история отечественной культуры свидетельствует о том, что кроме потерь были и находки, и открытия. Так, спустя много веков в нашу культуру вернулось "Слово о полку Игореве”, возродилось духовное значение русской литературы. Так, восстанавливались древнерусские иконы, открытые под несколькими слоями поздней живописи. Вновь осваивается отечественная не марксистская философия, и приходя в нашу культуру литература и искусство русского зарубежья 20в.
    История отечественной культуры не ограничивается национальными рамками. Громадный вклад в русскую культуру внесли представители других народов, так же как и русские по происхождению деятели отдавали свои силы и талант культурному развитию народов СССР и других стран.
    Русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучего дерева мировой общечеловеческой культуры. Ее вклад в мировой культурный прогресс бесспорен: это и культурные научные открытия, и шедевры литературы и искусства, и, может быть самое важное, верность гуманистическим идеалам.
    Овладение культурным богатством человечества становится все более постоянной потребностью времени, а изучение истории отечественной культуры приобретает исключительно важное общественное значение.


        Конец 19-начало 20 века – период начала национального возрождения белорусского народа. Рост национального самосознания белорусов привел к формированию белорусских национальных политических организаций, к образованию Белорусского социалистического общества.
    Вторая половина 19 – начала 20 века – важный этап дальнейшего развития белорусской культуры. Росло самосознание белорусов, расширялась национальное движение за само выделение, развития языка и культуры. В области образования происходили основные изменения: росло количество школ, средних учебных заведений. Увеличивалось количество учащихся. Изменения происходили и в подготовке педагогических кадров, организации женского обучения, расширения образования среди рабочей молодежи. Дальнейшее развитие получил профессиональный театр, музыка, живопись, архитектура. Росло количество профессиональных театральных объединений, любительских сообществ, разнообразных товариществ. Расширялись их творческие связи с мастерами и обществами других регионов Российской империи, зарубежных держав. Культура Белоруссии является неотъемлемой частью как общероссийско так и мировой культуры.

    Г. Ховрах
    Категория: Публикации | Добавил: Ludmila (06.02.2010) | Автор: Геннадий Ховрах
    Просмотров: 621 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz Ховрах Л.Г. и Г.Ю. © 2020